0c222efb
Дата публикации: 10.03.2023

Основные принципы закона РФ «Об образовании»

Вид реферат Язык русский Дата добавления 06.03.2014 Размер файла 31,5 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

РЕФЕРАТ на тему: Основные принципы закона РФ «Об образовании» Выполнил: Старший преподаватель учебного центра подполковник внутренней службы С.В.

Чувилин Рецензент: Заместитель начальника учебного центра по учебной работе полковник внутренней службы Е.Н.

Русинов Нижний Новгород 2014 г.

Содержание Введение 1. Традиционная система образования в Российской Федерации 2. Законодательство Российской Федерации в области образования 3. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования 4. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 5. Государственные образовательные стандарты 6. Государственные образовательные стандарты 6.

Образовательные программы 7. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования Список литературы Введение Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование.

Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка:

«Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»

. Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило — некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени — разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. 1. Традиционная система образования в Российской Федерации Федеральные государственные образовательные стандарты — один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, содержащей в себе гарантии права на образование, говорится:

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

. Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст.

13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата.

Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.

В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования.

Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. образование программа закон Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу.

Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации.

Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования. Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу.

Эти во многом принципиально новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т.

д. В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности.

Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования — системы, ориентированной на новые образовательные результаты. Создание стандартов первого поколения было вызвано потребностями решения актуальных в то время задач: обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90х годов. В ситуации многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.

Но вместе с тем они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

Рекомендуем прочесть:   Размеры учтенные в бюджете 2021г на питание сирот

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. 5. Государственные образовательные стандарты 1.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональные компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. 2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены, специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. 4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.

5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет.

Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

6. Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: — общеобразовательные (основные и дополнительные); — профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующихтипов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании» В законе Российской Федерации “Об образовании” содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности. Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно — общественный характер управления образованием.

7)Автономность образовательных учреждений 8) приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 9)воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 11)адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников; Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности. Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В этой связи особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков.

На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. По экспертной оценке ведущих педагогов в нашей стране только 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу общеобразовательной школы по всем предметам. Из поступивших в 1-й класс примерно 27-30% детей отставало в интеллектуальном развитии.

Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей. Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений.

Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. Нужно разобраться, в чем сущность современной школы, современного уровня руководства. Прежде всего “Закон об образовании” требует установления стандарта образования.

Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование.

Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на: — уважение человеческого достоинства; — свободу совести и информации; — свободное выражение собственных мнений и убеждений; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; — получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов; — охрану здоровья.

Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Федеральным законом

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания: — учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию; — учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; — учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью; — учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам; — учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2019 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г.

№ 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для: — бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России; — равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи; — получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии: 1) обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; 2) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; 3) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); 4) бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек. Список литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание.

Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93. 3. Бердашкевич А.О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А.

Бердашкевич / / Российское образование. — 2008. — N 3. — С. 43-49 4. Бордовская Н.В., Реан А.А.

Педагогика. — СПб.; М.,2000. 5. Блинов В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации / В.

Блинов / / Высшее образование в России. — 2008. — N 1. — С. 44-50 6. Гетьман В.Г. К вопросу разработки нового поколения Государственного образовательного стандарта (специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») / В.Г.

Гетьман / / 7. Экономический анализ: теория и практика. — 2004. — N16. — С. 2-9. — Начало. Окончание: N 17. — С. 48-56 8.

Гребнев Л. Федеральный образовательный стандарт: от Перечня направлений (специальностей) — к Баглай М.

В., Конституционное право Российской Федерации, — М.: Норма, 2007.