0c222efb
Дата публикации: 07.05.2023

Табачник за прилавком

Сеть алкомаркетов «Бристоль» Кациев и Кесаев запустили осенью 2021 года в Нижегородской области. Почему именно там? Название «Бристоль» досталось сети в наследство от оптовой табачной компании, существовавшей в Нижнем Новгороде еще с начала 1990-х. Ее основали три нижегородца: Валерий Васин, Александр Пыжиков и Игорь Саляев. Последний позднее возглавил филиал «Мегаполиса» в Нижнем Новгороде, а сегодня выступает генеральным директором компании «Альбион-2002» — именно она управляет сетью алкомаркетов «Бристоль».

К созданию «Бристоля» с самого начала подошли серьезно. Кациев вместе с экс-президентом «Дикси» (ретейлер принадлежит партнерам по «Мегаполису» с 2007 года) Ильей Якубсоном ездили в Челябинск — перенимать опыт у «Красное & Белое» Студенникова. Консультации быстро привели к ожесточенной конкуренции двух сетей.

«Развиваться в федеральном масштабе изначально входило в планы акционеров, которые мыслят исключительно глобально», — подчеркивал Игорь Саляев в интервью «Деловому кварталу». Стратегия была проста — максимально покрыть территорию каждого субъекта РФ. Начиная с 2022 года сеть «Бристоль» ежегодно прирастала на 200-500 магазинов. В 2017 году общее число торговых точек превысило 2500, а выручка — 68 млрд рублей. Однако догнать челябинского конкурента, превосходящего втрое по выручке и вдвое по числу магазинов, было сложно. «Для «Бристоль» они как кость в горле, прямой конкурент: формат, места, цены на одном уровне, схожий ассортимент, — перечисляет бывший сотрудник «Мегаполиса». — При этом сам бизнес интересный и динамично развивающийся. Кациев давно предлагал их купить, но челябинцы отказались». По словам источника Forbes, предложение о слиянии поступали Студенникову как минимум до 2017 года.

Объединению «Красное & Белое» с «Дикси» и «Бристоль», о котором было объявлено на прошлой неделе, предшествовал и открытый конфликт. В августе 2018 года. «Бристоль» пожаловалась на конкурента в антимонопольную службу — из-за расположения магазинов «Красное & Белое» вблизи школ и детских садов, что противоречит федеральному закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Через пару месяцев межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Челябинской области доначислила одному из предприятий «Красное & Белое» налогов на 1,9 млрд рублей. С суммой в компании не согласились, подав иск в арбитражный суд Челябинской области. Хотя в конце декабря представитель УФНС по Челябинской области говорил, что у сети в регионе по налогам долгов нет.